Машины Олимпиады-80: уникальные и забытые проекты
---
Во время московской Олимпиады 40 лет назад не только город очистили от граждан, но и дороги: левые полосы главных проспектов освободили от обычного транспорта, нанесли на них олимпийскую символику. На многих автомобилях, обслуживающих соревнования и туристов, даже государственные номера стояли специальные — серии ОЛМ.
Московское лето 1980 года в столице запомнилось непривычно пустыми улицами, милиционеров на которых было почти столько же, сколько обычных граждан, дефицитными, а то и вообще невиданными прежде товарами в магазинах (например, соками в маленьких пакетиках, да еще и с пластмассовыми трубочками!), а также яркими, чистыми, сверкающими автомобилями с олимпийской символикой. В том числе с изображением знаменитого мишки.
Кстати, левые полосы главных проспектов Москвы, по сути, закрыли для обычного транспорта, нанеся на них олимпийскую символику. На многих автомобилях, обслуживающих соревнования и туристов, даже государственные номера стояли специальные — серии ОЛМ.
Олимпийские Волги ГАЗ-24
Самой почетной автомобильной миссией стало сопровождение олимпийского огня. В этом эскорте ехали в том числе и яркие двухцветные — белый низ, золотой верх — 24-е Волги. Автомобили приспособили к долгой медленной езде: поменяли главные пары, установили увеличенные радиаторы, задемпфировали педали газа, чтобы проще было ехать со скоростью пешехода. Некоторые Волги имели мигалки, как на милицейских автомобилях.
РАФ-2907
Одну из главных олимпийских нагрузок нес завод РАФ. В Риге разработали почти полтора десятка специальных олимпийских версий РАФ-2203. РАФ-2907 с измененной планировкой салона и тоже бело-золотой окраской предназначали, опять же, для сопровождения огня и перевозки резервных факелов на случай непредвиденных обстоятельств. Таких машин в Латвии сделали пять. Одна из них живет сегодня в Рижском музее.
ЛАЗ-52551
Важную роль в обслуживании игр играли и львовские автобусы. В эскорте, сопровождающем олимпийский огонь, ехал ЛАЗ-52551, который сделали специально по этому случаю на базе опытного еще образца серии 5255 с новым кузовом. Первые такие машины появились на испытаниях в 1978-м. Но и в 1980-м автобус выглядел не менее современно и нарядно, чем яркие венгерские Икарусы.
ЛАЗ-699Р Турист-2
Помимо Икарусов туристов по Москве возили, конечно, и наши ЛАЗы необычной зелено-белой окраски. ЛАЗ-699Р Турист-2, рассчитанный на 41 пассажира, оснащали серийным 180-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 и начали выпускать в 1979-м. После Олимпиады такие автобусы встречались на дорогах еще довольно долго.
Magirus-Deutz серии 90
Перед Олимпиадой в СССР стали появляться и разные иномарки. В том числе и Magirus-Deutz серии 90, которые в качестве машин техпомощи нескольких версий получило предприятие Мосавтотехобслуживание.
РАФ-3407-9225-9226
По Олимпийской деревне на юго-западе Москвы летом 1980-го курсировали рижские автопоезда РАФ-3407-9225-9226 (тягач и два прицепа). Автомобиль получил дефорсированный мотор и пневматические тормоза на заднюю ось тягача. Такие автопоезда долго работали и после Олимпиады, а один сохранился до наших дней в Риге.
РАФ-2910
Еще один необычный микроавтобус, сделанный для Олимпиады, — электромобиль РАФ-2910. Батареи стояли в задней части салона, электродвигатель развивал 10 кВт (около 14 л.с.), а максимальная скорость составляла всего 40 км/ч. Шесть таких электробусов с дополнительной пассажирской дверью слева сделали для сопровождения марафонского бега и соревнований по спортивной ходьбе. Дабы не травить спортсменов выхлопами.
ЛАЗ-5255 — автобус-салон
Еще одна специальная машина — так называемый автобус-салон соорудили на основе не серийного еще ЛАЗ-5255. Такой автобус с богатой внутренней отделкой и нестандартной планировкой заказали Львовскому заводу для обслуживания пресс-центра Олимпиады.
РАФ-2909 для велогонок
Для сопровождения велогонок разработали первый в СССР пикап с двойной кабиной РАФ-2909. Позднее такие пикапы строили и для иных соревнований, всего выпустили 90 экземпляров. Сзади к машине крепили запасные велосипеды, в кузове перевозили — необходимый скарб. Поначалу на опытном образце заднее трехместное сиденье поставили прямо в кузове. Но затем создали двойную кабину со второй правой дверью для пассажиров заднего сиденья, как и на обычном микроавтобусе.
ЗИЛ-113Г1 для перевозки лошадей
Вероятно, первый советский специализированный автомобиль для перевозки лошадей на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 сделал Шумерлинский завод в Чувашии для Олимпиады-80. Фургон был рассчитан на перевозку пяти животных и 450 кг фуража. Кроме того, в середине автомобиля был отсек для двух сопровождающих. Причем со спальными местами!
ПАЗ-672ТЛ
Вклад в создание специальных олимпийских машин внес и Павловский автобусный завод. В Москву, в частности, отправили партию ПАЗ-672УМ (УМ — улучшенный для Москвы) с облагороженным интерьером и соответствующей окраской. Существовала даже версия ПАЗ-3201УМ — полноприводный вариант с двумя пассажирскими дверями и тоже улучшенной отделкой. Наконец, в Павлове сделали и передвижную медицинскую лабораторию с двумя распашными дверями и соответствующим оборудованием — ПАЗ-672ТЛ.
В обслуживании московской Олимпиады активно участвовала западногерманская фирма Mercedes-Benz. Союзу безвозмездно передали, в частности, несколько микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309 и реанимобилей на основе этой модели, три легковых Mercedes‐Benz 280S (W123) и один удлиненный Mercedes‐Benz 250 того же семейства. Еще десять микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309, шесть легковых Mercedes‐Benz 280S и два удлиненных Mercedes‐Benz 250 Олимпийский комитет СССР получил в безвозмездную аренду на время игр. Удлиненный седан с большим люком в крыше, удобный для телеоператоров, тоже сопровождал олимпийский огонь по Москве. Несколько новеньких 123-х Мерседесов появились и в московской милиции. Они несли службу и после закрытия игр.
Московское лето 1980 года в столице запомнилось непривычно пустыми улицами, милиционеров на которых было почти столько же, сколько обычных граждан, дефицитными, а то и вообще невиданными прежде товарами в магазинах (например, соками в маленьких пакетиках, да еще и с пластмассовыми трубочками!), а также яркими, чистыми, сверкающими автомобилями с олимпийской символикой. В том числе с изображением знаменитого мишки.
Кстати, левые полосы главных проспектов Москвы, по сути, закрыли для обычного транспорта, нанеся на них олимпийскую символику. На многих автомобилях, обслуживающих соревнования и туристов, даже государственные номера стояли специальные — серии ОЛМ.
Олимпийские Волги ГАЗ-24
Самой почетной автомобильной миссией стало сопровождение олимпийского огня. В этом эскорте ехали в том числе и яркие двухцветные — белый низ, золотой верх — 24-е Волги. Автомобили приспособили к долгой медленной езде: поменяли главные пары, установили увеличенные радиаторы, задемпфировали педали газа, чтобы проще было ехать со скоростью пешехода. Некоторые Волги имели мигалки, как на милицейских автомобилях.
РАФ-2907
Одну из главных олимпийских нагрузок нес завод РАФ. В Риге разработали почти полтора десятка специальных олимпийских версий РАФ-2203. РАФ-2907 с измененной планировкой салона и тоже бело-золотой окраской предназначали, опять же, для сопровождения огня и перевозки резервных факелов на случай непредвиденных обстоятельств. Таких машин в Латвии сделали пять. Одна из них живет сегодня в Рижском музее.
ЛАЗ-52551
Важную роль в обслуживании игр играли и львовские автобусы. В эскорте, сопровождающем олимпийский огонь, ехал ЛАЗ-52551, который сделали специально по этому случаю на базе опытного еще образца серии 5255 с новым кузовом. Первые такие машины появились на испытаниях в 1978-м. Но и в 1980-м автобус выглядел не менее современно и нарядно, чем яркие венгерские Икарусы.
ЛАЗ-699Р Турист-2
Помимо Икарусов туристов по Москве возили, конечно, и наши ЛАЗы необычной зелено-белой окраски. ЛАЗ-699Р Турист-2, рассчитанный на 41 пассажира, оснащали серийным 180-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 и начали выпускать в 1979-м. После Олимпиады такие автобусы встречались на дорогах еще довольно долго.
Magirus-Deutz серии 90
Перед Олимпиадой в СССР стали появляться и разные иномарки. В том числе и Magirus-Deutz серии 90, которые в качестве машин техпомощи нескольких версий получило предприятие Мосавтотехобслуживание.
РАФ-3407-9225-9226
По Олимпийской деревне на юго-западе Москвы летом 1980-го курсировали рижские автопоезда РАФ-3407-9225-9226 (тягач и два прицепа). Автомобиль получил дефорсированный мотор и пневматические тормоза на заднюю ось тягача. Такие автопоезда долго работали и после Олимпиады, а один сохранился до наших дней в Риге.
РАФ-2910
Еще один необычный микроавтобус, сделанный для Олимпиады, — электромобиль РАФ-2910. Батареи стояли в задней части салона, электродвигатель развивал 10 кВт (около 14 л.с.), а максимальная скорость составляла всего 40 км/ч. Шесть таких электробусов с дополнительной пассажирской дверью слева сделали для сопровождения марафонского бега и соревнований по спортивной ходьбе. Дабы не травить спортсменов выхлопами.
ЛАЗ-5255 — автобус-салон
Еще одна специальная машина — так называемый автобус-салон соорудили на основе не серийного еще ЛАЗ-5255. Такой автобус с богатой внутренней отделкой и нестандартной планировкой заказали Львовскому заводу для обслуживания пресс-центра Олимпиады.
РАФ-2909 для велогонок
Для сопровождения велогонок разработали первый в СССР пикап с двойной кабиной РАФ-2909. Позднее такие пикапы строили и для иных соревнований, всего выпустили 90 экземпляров. Сзади к машине крепили запасные велосипеды, в кузове перевозили — необходимый скарб. Поначалу на опытном образце заднее трехместное сиденье поставили прямо в кузове. Но затем создали двойную кабину со второй правой дверью для пассажиров заднего сиденья, как и на обычном микроавтобусе.
ЗИЛ-113Г1 для перевозки лошадей
Вероятно, первый советский специализированный автомобиль для перевозки лошадей на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 сделал Шумерлинский завод в Чувашии для Олимпиады-80. Фургон был рассчитан на перевозку пяти животных и 450 кг фуража. Кроме того, в середине автомобиля был отсек для двух сопровождающих. Причем со спальными местами!
ПАЗ-672ТЛ
Вклад в создание специальных олимпийских машин внес и Павловский автобусный завод. В Москву, в частности, отправили партию ПАЗ-672УМ (УМ — улучшенный для Москвы) с облагороженным интерьером и соответствующей окраской. Существовала даже версия ПАЗ-3201УМ — полноприводный вариант с двумя пассажирскими дверями и тоже улучшенной отделкой. Наконец, в Павлове сделали и передвижную медицинскую лабораторию с двумя распашными дверями и соответствующим оборудованием — ПАЗ-672ТЛ.
В обслуживании московской Олимпиады активно участвовала западногерманская фирма Mercedes-Benz. Союзу безвозмездно передали, в частности, несколько микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309 и реанимобилей на основе этой модели, три легковых Mercedes‐Benz 280S (W123) и один удлиненный Mercedes‐Benz 250 того же семейства. Еще десять микроавтобусов Mercedes‐Benz O 309, шесть легковых Mercedes‐Benz 280S и два удлиненных Mercedes‐Benz 250 Олимпийский комитет СССР получил в безвозмездную аренду на время игр. Удлиненный седан с большим люком в крыше, удобный для телеоператоров, тоже сопровождал олимпийский огонь по Москве. Несколько новеньких 123-х Мерседесов появились и в московской милиции. Они несли службу и после закрытия игр.
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]